В последние несколько месяцев как в Российской Федерации, так и на международном уровне увеличивается число инициатив, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов путем использования низконалоговых юрисдикций (офшоров), а также иных методов налогового планирования, целью которых является увеличение прибыли путем вывода активов в низконалоговые юрисдикции.
В конце декабря 2013 года Министерством Финансов (далее – Минфин) было озвучено намерение подготовки первых законопроектов, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов, которые в первом полугодии 2014 г. планируется внести на рассмотрение в Государственную Думу.
Обзор наиболее значимых предложений и законодательных инициатив:
1) Контролируемые иностранные компании
Наиболее важным из нововведений является намерение Минфина ввести в налоговое законодательство нормы о налогообложении иностранных контролируемых компаний (в мировой практике известных как CFC rules). В соответствии с такими правилами налоговая база российских лиц будет определяться исходя из общих финансовых результатов деятельности российского лица и контролируемых им иностранных компаний. Фактически, будут обложены налогом доходы иностранных компаний, которые прямо или косвенно контролируются российскими лицами (как физическими, так и юридическими), в случае, если данные иностранные компании не распределяют прибыль российскому акционеру, ведут пассивные операции и не подлежат налогообложению в стране резидентства или их налогообложение происходит по существенно меньшей ставке чем в РФ.
Так например, прибыль, полученная компанией, расположенной на Британских Виргинских островах с существенных уровнем контроля российских акционеров (участников) и не распределенная в виде дивидендов, может рассматриваться для целей российского налогового законодательства как доход акционеров (участников) этой компании.
Под акционером (участником) необходимо понимать и юридических и физических лиц. При определении уровня существенности владения устанавливается необходимый предел контроля в 50% голосующих акций или долей компании. Россия, перенимая зарубежный опыт, не исключает концепцию косвенного или конструктивного участия (контроля). Если российские акционеры владеют иностранной компанией, расположенной в оффшоре, не напрямую, а косвенно, через связанные структуры и такое владение достигает 50%, есть существенный риск признания такой компании контролируемой.
2) Введение понятия корпоративного налогового резидентства по месту «эффективного управления»
В рамках законодательной инициативы Минфин предложил ввести институт резидентства в отношении компаний, фактически осуществляющих в России, но зарегистрированных за границей. Это позволит взимать с таких компаний российские налоги. В настоящее время юридические лица подлежат налогообложению в России по месту своей регистрации, а институт налогового резидентства на практике применяется исключительно к физическим лицам. Введение принципа налогового резидентства компаний по месту их эффективного управления позволит признавать иностранные компании, место управления которых расположено в России, российскими налогоплательщиками налога на прибыль.
В настоящее время иностранные компании могут облагаться налогом только в отношении доходов, полученных из источников в России, либо если их деятельность в России ведется через постоянное представительство. Принцип «эффективного управления» может привести к значительным налоговым рискам для иностранных компаний, которые, так или иначе, контролируются российскими резидентами, например, через органы управления компанией, либо иным образом.
Если компания учреждена и зарегистрирована в низконалоговой (или любой другой юрисдикции), но фактическое управление и администрирование компании, а также основные активы компании находятся на территории Российской Федерации, то налог на прибыль такая компания должна платить по законодательству РФ.
3) Раскрытие информации о бенефициарах компаний
Инициатива государственных органов о необходимости раскрытия информации о бенефициарах компании преследует собой две основные цели:
1. Намерение связать возможность доступа к госзакупкам, государственным субсидиям и иным видам государственной поддержки с раскрытием информации о конечном бенефициаре компании. В данном случае государственные органы намерены контролировать лиц, которым оказывается государственная поддержка, а также реализация тех или иных госзаказов;
2. Пресечение возможности использования преимуществ соглашений об избежании двойного налогообложения и других способов оптимизации налогообложения единственной целью которых является уклонение от уплаты налогов.
В международном налоговом праве концепция «бенефициарного собственника» известна как инструмент борьбы со злоупотреблениями международными налоговыми соглашениями, в тех случаях, когда, например, используется «промежуточная» компания для получения доходов в виде дивидендов, процентов или роялти, с последующим перечислением этих доходов в третьи страны. Причем основной целью использования такой компании является получение налоговых выгод конкретного налогового соглашения. Существует более широкая концепция «конечного бенефициарного собственника» (ultimate beneficial owner), под которым обычно понимается физическое лицо, в чьих руках находится фактический контроль над бизнесом.
В содержании инициативы Минфина прослеживается тенденция по смешению указанных концепций, однако на настоящий момент данная инициатива детально не проработана и нельзя однозначно сказать о том, какие практические последствия она может иметь для международных сделок. Частично, обе концепции, а именно, концепция «бенефициарной собственности» и «конечного бенефициара» в ограниченной форме были уже внесены в налоговое законодательство Законом № 306-ФЗ. Понятие «бенефициарный владелец» также было введено еще в июле 2013 г. Законом № 134-ФЗ, связанным с противодействием незаконным финансовым операциям.
4) Международный обмен налоговой информацией (проект внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ)
В настоящее время Российская Федерация имеет возможность получать налоговую информацию только из стран, с которыми заключены международные соглашения об избежании двойного налогообложения, среди которых отсутствуют офшорные юрисдикции. активно обсуждается инициатива Минфина по совершенствованию международного обмена информацией путем подписания двусторонних соглашений об обмене информацией с «низконалоговыми» юрисдикциями и ратификацией Россией многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Эта Конвенция была подписана Россией еще в 2011 г., ратификация данной Конвенции ожидается в ближайшее время. Присоединение к Конвенции позволит Российской Федерации получать налоговую информацию от всех стран, которые ее подписали, среди которых есть и низконалоговые юрисдикции. В число таких стран входит Белиз, Швейцария, Люксембург, Латвия, Сингапур и др.
Подписание таких двусторонних соглашений дает важное преимущество российским налоговым органам, поскольку в настоящее время у них нет юридической возможности получить информацию об операциях и владельцах офшорных компаний от компетентных органов офшорных юрисдикций. В случае реализации данных инициатив информация о владельцах офшорных компаний, бенефициарах трастов, фондов и иных аналогичных структур может быть доступна российским налоговым органам по запросу (которые относятся к установлению и взиманию налогов и взыскания задолженности по уплате налогов или привлечению к ответственности через административный орган или судебное преследование через судебный орган), в рамках обмена информацией между иностранными и российскими налоговыми органами, а также в рамках проведения совместных налоговых проверок с налоговыми органами, находящимися в других юрисдикциях.
5) Увеличение ставки налога на доходы физических лиц на выплату дивидендов с 9 до 13%
Целью данной инициативы является повышение ставки налога на доходы физических лиц с дивидендных доходов с 9 до 13%. В настоящее время речь идет только о налоге на дивиденды физическим лицам, но повышение может коснуться и юридических лиц (ставка для юридических лиц также составляет 9%).
Если владение акций происходит через офшорные юрисдикции или применяется соглашение об избежании двойного налогообложения, позволяющее применить пониженную ставку налога, то в данном случае необходимо вспомнить об антиофшорных мерах Минфина и внесенном законопроекте о контролируемых иностранных компаниях. В случае введения института контролируемых иностранных компаний налог с нераспределенной прибыли офшорных компаний необходимо будет уплачивать по ставке российского налога.
Вывод:
Все вышеперечисленные законопроекты направлены с одной стороны, на ограничение вывода капитала из России в офшорные юрисдикции, а с другой – представляют собой попытку применить российское налогообложение к тем структурам, которые используют офшорные компании, управляемые из России.
Ожидается, что в ближайшее время указанные законодательные инициативы будут реализованы в качестве поправок к существующим законам или путем принятия подзаконных актов.
С учетом ожидаемых нововведений, представителям бизнеса необходимо в ближайшее время пересмотреть существующие структуры иностранных холдинговых компаний и бизнес процессы, включающие иностранные элементы, таким образом, чтобы максимально снизить налоговые риски в связи с существенными изменениями налоговой политики Российской Федерации.