Такие правила применяются исключительно к налоговым резидентам РФ. Согласно текущему законодательству налоговыми резидентами РФ считаются те, кто проводит в стране более 183 дней в течении следующих подряд 12 месяцев (обратите внимание, в расчет принимается не календарный год!). Если физическое лицо находится на территории РФ меньше указанного срока, то оно утрачивает статус налогового резидента и, как следствие, обязанности по закону о КИК (включая уведомление налоговых органов об участии иностранных компаниях и контроле над ними)
Однако у Федеральной Налоговой Службы иное мнение относительно трактовки «налоговый резидент». Служба подготовила письмо (№ СА-4-14/460 от «12» февраля 2015 года) о критериях признания физического лица налоговым резидентом (полный текст письма ниже по тексту). В частности ФНС ссылается на положения международных договоров России об избежании двойного налогообложения из которых следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если
а) оно располагает в ней постоянным жилищем, либо
б) имеет в России центр жизненных интересов (который на практике определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента России.
Не секрет, что отказ от налогового президентства РФ является одним из действенных способов уйти от требований «Закона о КИК» и можно было предположить, что ФНС России постарается закрыть эту брешь. Своим письмом ФНС старается изменить толкование термина «налоговое резидентство», прописанное в Налоговом Кодексе (НК РФ). Теперь в «группу риска» могут попасть все, у кого в России есть объекты жилой недвижимости, регистрация по месту жительства или тесные личные и экономические связи с РФ.
Однако надо понимать, что Налоговый кодекс связывает признание лица налоговым резидентом РФ иисключительно с его фактическим нахождением в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (не обязательно в рамках одного календарного года) и не содержит каких-либо дополнительных критериев.
Нормы международных договоров России об избежании двойного налогообложения на которые ссылаются сотрудники ФНС (местонахождение постоянного жилища и центра жизненных интересов) при определении резидентства применяются только в случаях, применяются, только когда сразу две страны (между которыми заключен подобный международный договор) признают человека резидентом и хотят облагать своими налогами его общемировые доходы.
Юристы и консультанты полагают, что без изменений в Налоговый кодекс такая позиция будет иметь очень слабую правовую позицию и может быть оспорена в суде.
Сами по себе письма ФНС не являются нормативными правовыми актами и не обязательны для применения, они носят информационно-разъяснительный характер. На практике, однако, часто встречаются ситуации, когда локальные налоговые органы руководствуются именно позицией центрального аппарата ФНС.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 февраля 2015 года № СА-4-14/460
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу уведомления физическими лицами о своем участии в иностранных организациях и о контролируемых ими иностранных компаниях, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ) (далее – Кодекс) налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса, о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов), об учреждении иностранных структур без образования юридического лица и о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 25.14 Кодекса налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
Пунктом 2 статьи 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации применяется при реализации положений статей 209, пункта 17.1 статьи 217, статьи 224, пункта 1.1 статьи 231 и пункта 1 статьи 232 Кодекса в ситуациях, когда осуществляется налогообложение доходов таких физических лиц (освобождение от налогообложения, возврат излишне уплаченного налога) или устранение международного двойного налогообложения.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 № 01-СШ/19 установление этого факта связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).
В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.
Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.
При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в таком объекте. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы.
Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации в упомянутой выше ситуации.
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 25.14 Кодекса обязанности физического лица по уведомлению налогового органа об участии в иностранной компании или о контролируемой таким лицом иностранной компании возникают в любом налоговом периоде (начиная с 2015 года), в котором имеется факт наличия такого участия или контроля, и за который это лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации на основании вышеупомянутых критериев.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.А. Аракелов
По материалам РБК.