Как Сингапур стал раем для венчурных предпринимателей

Сингапур

Можете ли вы назвать хотя бы один удачный сингапурский стартап? Серьезный аргумент. Если бы в 2010 году вы попросили сингапурцев перечислить успешные местные стартапы, они бы несколько минут раздумывали, а потом припомнили бы разве что Creative Labs. Эта компания стала пионером на рынке аудиотехники, она заняла нишу MP3 раньше, чем Apple. Но она была основана в 1981 году, и пик ее доходности прошел десять лет назад. В 2007 году компания была вычеркнута из котировок NASDAQ, и ее доходы существенно сократились.

Перенесемся в 2015 год — остров преобразился до неузнаваемости! Десятки, если не сотни интереснейших стартапов, многие из них сосредоточены в 71-ом квартале, поблизости от кампуса INSEAD, Национального университета Сингапура и спонсируемых правительством инновационных бизнес-инкубаторов с названиями прямиком из сериала «Звездный путь»: как вам, к примеру, Fusionoplis и Biopolis? The Economist назвал 71-й квартал «самой плотной в мире предпринимательской экосистемой».

В 2011 году в Сингапуре весть о создании стартапа приходила раз в несколько месяцев, а уже через год инвесторы могли монетизировать свой успех, либо продавая акции и доли в деле, либо входя в более крупную компанию. Сегодня стартапы возникают чуть ли не каждую неделю, инвестиции в отрасль высоких технологий возросли с $30 миллионов в 2011 году до миллиарда в 2013-м, а закрытий в 2014 году насчитывалось не более десяти, и некоторые ликвидации в глобальных масштабах малозаметны, как клиентская служба ценой в $30 миллионов, приобретенная провайдером чата Zopim. Но были и крупные: японская интернет-компания Rakuten приобрела провайдера стрим-видео Viki за $200 миллионов.

Успех Сингапура особенно удивителен на фоне консервативной репутации этого острова-государства, особенно если сравнивать подобный успех с еще недавним застоем. Правительства всего мира стараются привлечь предпринимателей, получить новые рабочие места и вдохнуть жизнь в экономику — тем полезнее всмотреться в три элемента, которые в совокупности породили успех Сингапура.

1. Приветливая обстановка.


Сингапур часто ставят на первое место в мире по удобству ведения бизнеса. Правила, разумеется, действуют и здесь, но они четко обозначены и не слишком обременительны. Создать новую компанию можно за считанные часы, а то и минуты. Интеллектуальная собственность строго оберегается, законы прозрачны. Вопросы иммиграции здесь обсуждаются столь же бурно, как и в других странах, но Сингапур облегчает приток высококвалифицированных специалистов, а инвесторам выдает особый бизнес-паспорт. Этот чистый, эффективно работающий остров-государство, имеет существенные преимущества по качеству жизни перед Шанхаем, Манилой, Джакартой и Бангкоком.

Правительство позаботилось о том, чтобы избавиться от старого представления о своей стране как о неинтересном месте (страну даже в шутку называли «Singa-bore», то есть «скучный Сингапур»), мол, и развлечься там было негде. Теперь тут имеется два казино, киностудия, крупнейший в Азии аквариум, «ботанический сад, маскирующийся под парк аттракционов» (Gardens by the Bay), многопрофильный стадион на 55 тыс. мест, рестораны с мировой славой и современный аэропорт, позволяющий быстро покидать остров и возвращаться.

2. Серьезные правительственные инвестиции.


Предприниматели давно уже рассчитывают на гранты и различные программы, облегчающие на первых порах развитие нового дела. В 2008 году в рамках National Framework for Innovation and Enterprise (NFIE) правительство создало Фонд (Early Stage Venture Investment Fund). Эта инициатива, вдохновленная совместной программой Израиля и США, которая называется Binational Industrial Research and Development Foundation, помогла пяти компаниям с венчурным капиталом получить значительную помощь от государства. Затем появилась новая программа: Technology Incubation Scheme и помогла привлечь в страну множество инвесторов на следующих условиях: они вкладывают 15% капитала, а государство — 85%.

Всем участникам программ ESVF и TIS предстояло выполнять серьезные обязательства, тем более что государство не брало на себя содержание команды, а стартапу требуется, как правило, несколько лет, прежде чем он начнет приносить прибыль. Инвесторам нужно было найти деньги для того, чтобы внести свои 15% и покрыть дальнейшие расходы. В одну минуту экосистема не создается, но постоянные и упорные усилия правительства привели к стремительному росту стартапов Сингапура.

3. Широкое применение «мягкой силы» для преодоления скрытых препятствий.


Давнее заблуждение: бизнесмены легко идут на риск, потому что почти ничего не имеют. Исследования показали, что решающим толчком к предпринимательству зачастую становится получение наследства или щедрый подарок. Потрясающее развитие Сингапура за последние полвека привело к тому, что многие граждане имеют некоторый запас денег и могут заняться новым делом, не рискуя последним долларом.

Однако еще десять лет тому назад лучшие кадры уходили в крупные банки или во власть: это казалось гораздо надежнее, чем открывать собственное дело. Зато в последние годы политические лидеры постоянно обсуждают тему предпринимательства и его роль в стране (посмотрите хотя бы запись в фейсбуке премьер-министра Ли Сяньлуна. Государство спонсирует инновационные программы университетов (студентов Национального университета Сингапура отправляют за границу для приобретения опыта в других бизнес-инкубаторах), государственная телекомпания MediaCorp несколько программ посвящает предпринимательству.

Эти три ингредиента формируют позитивный тренд: предприниматели добиваются успеха и готовы его повторить. Например, в 2010 году Мелвин Юань стал соучредителем YFind Technologies: умные технологии этой компании помогают найти человека в здании, проследив взаимодействие его смартфона с точками доступа Wi-Fi. На этой технологии основываются некоторые весьма ценные для бизнеса методики — например, в розничных магазинах, проанализировав передвижения покупателей, выявляются «горячие точки». В 2012 году мы финансировали этот стартап за счет фонда, в который государство вложило 85% средств, а в 2013 году компанию перекупил американский провайдер Wi-Fi услуг Ruckus Wireless. Юань хорошо заработал на этой сделке, и вирус предпринимательства забродил в его крови. Он решил создать новый проект — использовать подрывные инновации, чтобы люди, которые ищут оригинальные произведения искусства, могли сразу же найти еще не раскрученных художников во всех концах света.

Во всем мире инвесторы начинают обращать внимание на Сингапур. Недавно 500 Startups Дейва Маклюра инвестировала в местный портал недвижимости. Известные в мире компании венчурного капитала, такие как Sequoia и DFJ, приходят на местный рынок. В феврале Тим Дрэпер («D» в DFJ) заявил, что Сингапур — отличная площадка для стартапов. В 2014 году правительство привлекло к участию в программе ESVF новые организации, среди них есть и старые игроки (Walden International, которая участвовала и в программе 2008 года), и действительно новые, как Monk’s Hill Ventures.

Многие инвесторы используют Сингапур как трамплин, чтобы попасть на развивающие рынки региона — в Индонезию, на Филиппины, во Вьетнам. Если охватить перспективу в целом, то вот хороший пример: из 156 компаний по программному обеспечению, основанных с 2003 года и общей стоимостью свыше миллиарда долларов, почти треть базируется в Азии.

Конечно, у каждого региона есть свои недостатки. Здесь имеется достаточный (или даже избыточный) посевной капитал и многие инвесторы готовы выписывать крупные чеки, чтобы хоть одной ногой ступить на этот рынок, и предпринимателей в Сингапуре за последние годы заметно прибавилось, но все еще трудно набрать действительно хорошую команду для создания новой компании. И риск «долины смерти», через которую фирма проходит на пути от многообещающего старта к реальной жизнеспособности, все еще очень велик.

По материалам Harvard Business Review Russia
0 комментариев
Чтобы задать свой вопрос и получить полный доступ ко всему сайту, войдите или зарегистрируйтесь.