С 1 января 2015 г. вступает в силу механизм регулирования налогообложения прибыли КИК
Деофшорзиация в России18 ноября 2014 законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК) был принят во втором и третьем чтениях в редакции, которая устанавливает более «жесткие» требования по сравнению с версией, принятой в первом чтении и которой мы писали ранее
Новый закон о КИК вводит правила, согласно которым нераспределенная прибыль контролируемых иностранных компаний облагается по правилам и ставкам, предусмотренным российским Налоговым кодексом. Кроме того, закон содержит критерии признания иностранных юридических лиц налоговыми резидентами РФ, а также устанавливает правила, направленные на устранение так называемых транзитных схем с использованием промежуточных компаний для наиболее выгодного применения налоговых льгот.
С 1 января 2015 г. регулирование КИК будет сводиться к следующему:
— КИК — иностранная компания – не резидент РФ, которая контролируется налоговыми резидентами РФ;
— Контролирующие КИК лица — физическое или юридическое лицо, доля участия которого в уставном капитале компании превышает 25% или физическое лицо или организация, доля которого превышает 10%, если общая доля налоговых резидентов России в КИК превышает 50%. (до 1 января 2016 года критерий признания КИК только один — доля участия в уставном капитале иностранной компании превышает 50%). При этом учитываются не только фактические доли владения, но и фактическая возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли.
— Прибыль КИК — учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (ставка 20 %) или по налогу на доходы физических лиц (ставка 13 %), если ее величина составила более 10 млн рублей (в 2015 году — более 50 млн рублей, в 2016 году — более 30 млн рублей).
— При определении прибыли КИК учитываются следующие доходы этой компании:
1) дивиденды, полученные этой иностранной компанией;
2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
6) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (производными финансовыми инструментами);
7) доходы от реализации недвижимого имущества;
8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов от предоставления в аренду или субаренду морских или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
11) доходы от услуг по предоставлению персонала;
12) иные доходы, аналогичные указанным выше доходам (пассивные доходы);
13) прочие доходы (активные доходы).
— Сумма налога, исчисленного в отношении КИК, будет уменьшаться на величину налога, уплаченного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства.
— От налогообложения освобождается прибыль некоммерческих организаций, если они не распределяют прибыль между акционерами, организаций, образованных в соответствии с законодательством членов Евразийского экономического союза, банков и кредитных организаций, находящихся на территории государства, с которым у России заключен международный договор по вопросам налогообложения. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли КИК, будет уменьшаться на величину налога, уплаченного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранного государства.
— Ответственность за сокрытие имущества и доходов в офшорах будет введена с 2017 года (различные виды штрафов, уголовная ответственность).
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы:
— о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов);
— об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемой такой структурой;
— о КИК, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Срок уведомления о существующих КИК, установленный законом, — до 1 апреля 2015 года.
Согласно закону о КИК налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации: иностранные организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация. Место управления определяется местом большинства заседаний совета директоров, местом осуществления деятельности исполнительного органа, местом осуществления руководящего управления (осуществления действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации), местом ведения бухгалтерского/управленческого учета, делопроизводства, оперативного управления персоналом организации.
Кроме того, Соглашения об избежании двойного налогообложения будут применяться только в случае, если получатель дохода имеет фактическое право на него. Иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на доход, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение льгот. Данные правила направлены на борьбу с выводом пассивных доходов (процентов, дивидендов, лицензионных платежей) через транзитные схемы с использованием компаний на Кипре, в Люксембурге, Нидерландах и других популярных низконалоговых юрисдикций.
Возможные смягчения закона в виде поправок, имеющих обратную силу, не исключены и обсуждаются, однако совершенно не гарантированы.
- свернуть