Обмен налоговой информацией: инициатива Oecd
Деофшоризация в миреОбщемировые тенденции
1. Усиление налогового контроля как на двустороннем (участники соглашений об избежании двойного налогообложения), так и на многостороннем уровне;
2. Существующие инициативы по обмену налоговой информацией (например Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA));
3. Увеличение количества налоговых соглашений и соглашений по раскрытию информации;
4. Создание международного форума ОЭСР по налоговой прозрачности;
5. Инициирование совместных налоговых проверок (международное сотрудничество налоговых органов).
6. Обмен информацией в рамках ассоциации EGMONT GROUP
Цель международного обмена информацией
Возможность налоговым органам действовать в рамках внутреннего налогового законодательства и положений налоговых конвенции без нарушения суверенитета других стран и прав налогоплательщиков с целью предотвращения злоупотреблений в области налогового планирования и уклонения от уплаты налогов, а также создания дополнительных доходных статей в бюджетах стран.
В настоящее время возможность обмена информацией в целях налогового контроля развивается в рамках двух направлений:
1. Модельное соглашение ОЭСР об обмене информацией в сфере налогообложения (Agreement on Exchange of Information on Tax Matters, или Tax Information Exchange Agreements, далее – TIEA) и
2. Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения по налогам на доходы и капитал с включением в указанную Конвенцию статьи 26, посвященной вопросам обмена налоговой информацией.
В TIEA, как и в модельной конвенции, гарантируется соблюдение внутренних процессуальных норм запрашиваемого государства, но с некоторыми оговорками. Так, статья 1 модельного TIEA предусматривает: «Права и гарантии, предоставляемые лицам в соответствии с правом или административной практикой запрашиваемой стороны, применяются в той степени, в которой они не препятствуют исполнению условий данного соглашения или не затягивают их исполнение». Таким образом, соглашение фактически оставляет запрашиваемой стороне право на соблюдение его процессуальных норм лишь в тех случаях, когда это не осложняет исполнение условий соглашения.
В соответствии с TIEA, раскрытию подлежит следующая информация:
• любая информация, хранящаяся в банках или иных финансовых учреждениях, у номинала, агента, доверенного лица или доверительного собственника (статья 26 Модельной конвенции ОЭСР, в отличие от TIEA, не включает в список доверительного собственника – trustee);
• информация о собственниках компаний, партнерств, трастов, фондов и других лиц, включая информацию обо всех участниках цепочки владения; в отношении трастов/фондов – об учредителях, доверительных собственниках/управляющих фонда и бенефициарах.
Исключение составляют сведения о публичных компаниях и коллективных инвестиционных инструментах, если их получение связано с «непропорциональными затруднениями».
TIEA, как и Модельная конвенция, предусматривает защиту торговой, предпринимательской, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны, а также информации, раскрытие которой противоречило бы государственной политике. Банковская тайна не подлежит защите.
Защита адвокатской тайной допускается по TIEA в отношении сведений, предоставленных: а) для получения правовой консультации, или б) для целей осуществляемых или планируемых процессуальных действий. Защищены могут быть лишь сведения, переданные адвокату, солиситору или иному юристу, имеющему допуск к осуществлению юридической практики (admitted to practice law).
Запрос на получение информации составляется по специальной форме. В п..5 ст. 5 TIEA приводится перечень сведений, которые запрашивающая сторона должна предоставить другой стороне при направлении запроса. Запрос должен содержать данные о лице, о котором запрашивается информация. При этом определение понятия «лицо» включает как физических лиц, так и компании и иные объединения физических лиц. Таким образом, TIEA охватывает самый широкий круг субъектов.
Информация по TIEA предоставляется не только в связи с обвинением в совершении налогового преступления, но и во всех иных случаях, когда запрашивающему государству требуется помощь в «установлении, исчислении и сборе» налогов (ст. 1 модельного TIEA). Информация предоставляется запрашиваемым государством независимо от того, является ли конкретное деяние, даже если оно было совершено на территории запрашиваемого государства, уголовно наказуемым в соответствии с правом этого запрашиваемого государства (п.1 ст.5 модельного TIEA). Это положение, очевидно, введено для воспрепятствования швейцарской практике отказов по иностранным запросам на том основании, что в деянии обвиняемого в соответствии с правом Швейцарии отсутствует состав преступления. И действительно, уголовное законодательство Швейцарии не криминализует большинство деяний в налоговой сфере, являющихся преступными в остальных странах мира. Это являлось удобным основанием для отказа в предоставлении информации по договорам о взаимной правовой помощи, предусматривающим возможность отклонения запроса, если деяние, в котором обвиняется лицо, не образует состава преступления в соответствии с правом запрашиваемой стороны. TIEA, таким образом, не дает партнерам по соглашениям применять подобные «уловки».
Кроме того, TIEA предусматривает возможность присутствия на территории запрашиваемого государства представителей компетентных органов запрашивающего государства для беседы с интересующими их лицами или ознакомления с материалами.
Обмен информацией. Практика Российской Федерации
В настоящее время Российская Федерация имеет возможность получать налоговую информацию только из стран, с которыми заключены международные соглашения об избежании двойного налогообложения, среди которых отсутствуют оффшорные юрисдикции.
В настоящий момент активно обсуждается инициатива Минфина по совершенствованию международного обмена информацией путем подписания двусторонних соглашений об обмене информацией с «низконалоговыми» юрисдикциями и ратификацией Россией многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Эта Конвенция была подписана Россией еще в 2011 г., ратификация данной Конвенции ожидается в ближайшее время. Присоединение к Конвенции позволит Российской Федерации получать налоговую информацию от всех стран, которые ее подписали, среди которых есть и низконалоговые юрисдикции. В число таких стран входит Белиз, Швейцария, Люксембург, Латвия, Сингапур и др.
Подписание таких двусторонних соглашений дает важное преимущество российским налоговым органам, поскольку в настоящее время у них нет юридической возможности получить информацию об операциях и владельцах оффшорных компаний от компетентных органов оффшорных юрисдикций. Когда будут реализованы, а произойдет это в ближайшее время, данные инициативы, информация о владельцах оффшорных компаний, бенефициарах трастов, фондов и иных аналогичных структур будет доступна российским налоговым органам по запросу (которые относятся к установлению и взиманию налогов и взыскания задолженности по уплате налогов или привлечению к ответственности через административный орган или судебное преследование через судебный орган), в рамках обмена информацией между иностранными и российскими налоговыми органами, а также в рамках проведения совместных налоговых проверок с налоговыми органами, находящимися в других юрисдикциях.
Кроме того, в феврале 2014 года Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила подготовленный по заказу G20 новый стандарт обмена информацией о налогоплательщиках (стандарт по обмену налоговой информацией в автоматическом режиме (Common Reporting Standard, CRS), согласно которому, данные о зарубежных доходах своих резидентов (как компаний, так физических лиц) страны будут получать не по запросу, как сейчас, а в автоматическом режиме. В частности, речь идет об отслеживании операций по счетам с остатком свыше $250 тыс. и о введении для банков и другим финансовых организаций обязанности выявлять фактических владельцев активов. Новый стандарт G20 намерена утвердить в ближайшее время — ожидается, что он будет внедрен до конца 2015 года. Указанные стандарты предполагают раскрытие данных по счетам налогоплательщиков банками, депозитариями, брокерами, инвестфондами и страховыми компаниями. Положениями нового стандарта, который предстоит утвердить странам G20 (включая Россию), планируется перевести действующую сейчас систему двусторонних налоговых соглашений и обмена информацией по запросу в автоматический режим, к концу 2015 года. По данным организации, готовность утвердить новый стандарт выразили около 40 стран, в том числе офшоры и низконалоговые юрисдикции: Люксембург, Лихтенштейн, острова Гернси и Джерси, Бермудские и Каймановы острова.
Группа Эгмонт (The Egmont Group of Financial Intelligence Units)
Для эффективной борьбы с отмыванием денег во многих странах были созданы специализированные государственные структуры, занимающиеся проблемой отмывания денег. Они получили название «подразделения финансовой разведки»(ПФР).
С 1995 г. ПФР стали работать вместе в неформальной организации, известной как Группа «Эгмонт» (названа так по месту первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в Брюсселе). Целью этой группы стало создание форума ПФР, который будет оказывать поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена финансовой информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новых технологий.
С июня 2002 года Росфинмониторинг является членом Группы «Эгмонт» (The Egmont Group of Financial Intelligence Units), объединяющей 139 юрисдикций и предоставляющей своим членам возможность обмена информацией по специальному защищенному каналу связи. Членство в группе позволит России обмениваться сведениями с разведками других стран и пользоваться информационной базой «Эгмонта». У группы есть свой информационный узел — «Безопасная сеть Эгмонт», с помощью которого финразведки разных стран «Эгмонт» получают информацию о способах легализации преступных доходов, о средствах анализа финансового состояния и технологических разработках.
Росфинмониторинг является «центральной государственной структурой, ответственной за получение (и, в рамках закона, требование), анализ и передачу компетентным органам следующей финансовой информации:
— касающейся доходов, в отношении которых существует подозрение в их криминальном происхождении;
— требуемой в соответствии с национальным законодательством для осуществления борьбы с отмыванием денег.
Типовое соглашение группы «Эгмонт» предусматривает, что полученные финансовой разведкой сведения могут быть использованы в досудебных и судебных целях только в отношении дел, касающихся легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, а также связанной с этим преступной деятельностью. Отдельное письменное согласие подразделения разведки необходимо только в тех случаях, когда полученную информацию планируется использовать в иных целях, чем те, для которых она запрашивалась и была предоставлена (например, для использования правоохранительными или судебными органами).
В настоящее время Росфинмониторинг заключил ряд соглашений, в том числе с оффшорными юрисдикциями – БВО, Белизом и др. (Соглашение между Росфинмониторингом и Агентством по финансовым расследованиям (Британские Виргинские острова) о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма от 13.07.2011 года, Соглашение между Росфинмониторингом и Подразделением финансовой разведки Белиз о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма от 11.07.2012 года.
Важно отметить, что до принятия Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям“ налоговые органы не имели доступа к конкретным сведениям, полученным по каналам Росфинмониторинга. Им могли быть предоставлены только данные общего характера о тенденциях в сфере легализации, принимаемых мерах, статистическая и справочная информация. После вступления в силу указанного закона, полученные Росфинмониторингом сведения теперь могут быть предоставлены не только правоохранительным, но и налоговым органам. Их предоставление может происходить как по запросу Росфинмониторинга, так и по запросу налоговых органов.
Страны подписавшие и ратифицировавшие Совместную конвенцию совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 года)):
1. Албания
2. Аргентина
3. Австралия
4. Аруба
5. o. Ангилья
6. Азербайджан
7. Бельгия
8. Белиз
9. Бермудские острова
10. Британские Виргинские острова
11. Канада
12. Каймановы острова
13. о. Кюрасао
14. Чехия
15. Дания
16. Фарерские острова
17. Финляндия
18. Франция
19. Грузия
20. Гана
21. Гибралтар
22. Гренландия
23. Греция
24. Исландия
25. Ирландия
26. o. Мэн
27. Италия
28. Япония
29. Корея
30. Мальта
31. Мексика
32. Молдова
33. Нидерланды
34. Новая Зеландия
35. Норвегия
36. Польша
37. Словакия
38. Словения
39. Южная Африка
40. Испания
41. Швеция
42. Тунис
43. Украина
44. Великобритания
45. Соединенные Штаты Америки
Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие Совместную конвенцию совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам (Страсбург, 25 января 1988 года)):
1. Австрия
2. Бразилия
3. Китай
4. Чили
5. Колумбия
6. Хорватия
7. Эстония
8. Германия
9. Гватемала
10. Венгрия
11. Индонезия
12. Казахстан
13. Латвия
14. Лихтенштейн
15. Литва
16. Люксембург
17. Марокко
18. Нигерия
19. Португалия
20. Румыния
21. Россия
22. Сан Марина
23. Саудовская Аравия
24. Швейцария
25. Турция
- свернуть
- kostyaz
- 24 октября 2014, 11:19
- #