Швейцарские «осведомители» (whistleblowers) кто они?

Блог компании Swiss Banking Info

За последние 20 лет в Швейцарии разразилось сразу несколько громких скандалов, в которые были вовлечены швейцарские банки.

Сначала это было дело о сбережениях жертв Холокоста, после этого об активах одиозных африканских и азиатских диктаторов, хранившихся на счетах в швейцарских банках и вот теперь об отмывании преступных капиталов и оказании помощи в уклонении от уплаты налогов. Все эти скандалы, так или иначе, без сомнения нанесли ущерб репутации швейцарской банковской отрасли.

За последние несколько столетий швейцарские банки стали ведущими мировыми экспертами в деле управления частными состояниями. Но с началом мирового финансово-экономического кризиса они вступили в полосу нестабильности.

Не так давно Швейцария столкнулась с ситуацией в сфере раскрытия банковских данных, когда на рынке вдруг оказались носители информации (в основном, компакт-диски) с огромным количеством ворованных данных, раскрывающих владельцев счетов в швейцарских банках, на которых были «запаркованы» незадекларированные активы. Эти диски стали очень «ходовым товаром» и власти таких стран как США, Германии и Франции охотно покупали их и использовали в своих целях, совершенно не обращая внимания на такие вещи, как институт швейцарской банковской тайны.

Но на сей раз, очевидно, мы имеем дело не просто с парой-тройкой дисков. Теперь утечка конфиденциальной банковской информации приобрела совершенно космические масштабы.
Скандал вокруг швейцарского отделения банковской группы HSBC журналисты окрестили Swiss Leaks. Данные о клиентах примерно из 200 стран обнародовали французская газета Le Monde и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), а так же ряд других изданий по всему миру.

Среди порядка 100 тысяч владельцев счетов швейцарского отделения банковской группы HSBC числятся – звезды шоу-бизнеса и спорта, бизнесмены, бывшие и состоящие на службе чиновники из разных стран мира и их родственники.

В первую пятёрку стран по количеству клиентов банка HSBC входят Швейцария (11,235), Франция (9,187), Великобритания (8,844), Бразилия (8,667) и Италия (7,499). Правоохранительные органы этих стран интересует вопрос об уклонении фигурантов списка от уплаты налогов. Россия в этом списке находится на 27 месте с 740 фамилиями и общей сумма на счетах в размере 1,8 млрд. долларов США.

Но в этом материале мне хотелось бы поговорить и рассказать о так называемых швейцарских «осведомителях» или whistleblowers. То есть о тех конкретных людях, которые сами себя называют «финансовыми Робин Гудами» якобы борющимися со швейцарской банковской системой и «несут добро» правительствам многих стран.

Эта «борьба» началась в 2008 году с началом мирового финансово-экономического кризиса, когда все страны мира начали испытывать финансовые проблемы и поэтому решили ужесточить борьбу с налоговыми преступлениями в надежде залатать свои дырявые бюджеты. Большинству людей вряд ли о чем-либо скажут такие имена как Брэдли Биркенфельд, Рудольф Элмер и Эрве Фальчиани, но руководству ряда швейцарских банков, большому числу рядовых швейцарских банкиров и клиентам этих швейцарских банков они очень хорошо известны.



“Тарантул” выходит на охоту


Мой первый «герой» — Брэдли Биркенфельд, бывший сотрудник UBS по прозвищу “тарантул”. Именно этот человек стоит за проблемами банка UBS в США.

Кто же этот человек, которого американские репортеры окрестили «кошмаром гельветического банковского мира»?

Выпускник военной академии Вермонта (США), Бредли Биркенфельд в 1988 году получил диплом по экономике. Товарищи по кампусу характеризуют его как «smart» и подтверждают, что он всегда хотел стать миллионером. Этот «миллионер» в период с 2001 по 2006 годы являлся сотрудником банка UBS и на момент нижеописанных событий возглавлял департамент Private banking швейцарского банка UBS в его американском отделении, отвечая за управление крупными состояниями.

Что интересно Брэдли Биркенфельд, «сдавший» американским властям информацию о том, как банк помогал некоторым клиентам укрываться от налогов, в 2012 году получил от американских властей рекордную премию в размере 104 млн. долларов США, написала The Wall Street Journal.

По американскому законодательству, Федеральная налоговая служба США (ФНС США) может заплатить информатору премию в размере до 30% от вырученных благодаря предоставленным сведениям средств. Вознаграждение Биркенфельда составило 26% от 400 млн. долларов, которые выплатил UBS в виде налогов. Это вознаграждение считается самым большим, которое когда-либо до этого выплачивалось информаторам.

Вознаграждение, которое равно двум центам за каждый доллар, изъятый ФНС США, эта служба прокомментировала следующим образом: “Исчерпывающая информация, которая поступила от информатора, была исключительной во всех смыслах. Пока ФНС занималась налоговыми вопросами секретных счетов швейцарского и других банков, информация, предоставленная Биркенфельдом вызвала беспрецедентные действия против швейцарского банка”.

Ряд экспертов сразу отметили, что случай Биркенфельда может вдохновить и других банкиров рассказать о махинациях их работодателя. «Вознаграждение в 104 миллиона долларов – это целое состояние, но ведь были собраны миллиарды долларов невыплаченных налогов, которые в противном случае никогда бы не были выплачены», – объяснил сторонник программы осведомителей и сенатор — Чарльз Грассли.

Арестованный в 2008 году Биркенфельд рассчитывал получить иммунитет от уголовного преследования. Он полагал, что вступивший в силу закон о налоговой амнистии и детали новой программы ФНС США по работе с осведомителями помогут ему избежать осуждения, однако признавшего свою вину Биркенфельда в 2009 году приговорили к 40 месяцам тюремного заключения и 30 тысячам долларов штрафа. Суд заявил, что для получения статуса «осведомителя» обвиняемый должен был раскрыть нелегальную практику как можно раньше и дать полные и максимально достоверные показания. Его обвинили в том, что он помог американскому миллиардеру российского происхождения Игорю Олейникову спрятать от налогов 200 миллионов долларов, переведя их на счета в Швейцарии и Лихтенштейне. В тюрьме бывший банкир согласился сотрудничать со следствием, предоставив сведения об офшорных счетах американских клиентов банка UBS, на которые те переводили свои средства, укрывая их от налогового ведомства.

На основе раскрытой Биркенфельдом информации власти США в последствие выдвинули уголовные обвинения швейцарскому банку UBS и ряду его высокопоставленных служащих.

Как появился Биркенфельд?


В 1999 году Брэдли Биркенфельд, сотрудник Barclays Bank на Багамах, в частном порядке предложил одному из своих клиентов – Игорю Олейникову (американский бизнесмен в строительной сфере, выходец из СССР) перевести деньги в еще более безопасное место – швейцарский банк UBS. Тот согласился, Биркенфельд перебрался в Европу, стал личным банкиром Олейникова и почти другом семьи, приезжал к нему в гости в Калифорнию, совершал многодневные путешествия на его яхте.

Как и многие американские предприниматели 1980-х, Олейников активно пользовался услугами офшоров. В 1980 году при получении в лондонском Lloyds Bank кредитной линии на $44 миллиона предприниматель на время перерегистрировал главную компанию своего холдинга на Каймановых островах — по инициативе англичан и исключительно для удобства расчетов, утверждал он позже в одном интервью. А в 1990 году перевел около $100 миллионов на офшорный депозит в Barclays Bank на Багамах.

О том, что в действиях девелопера не все чисто, кредиторы и пресса начали догадываться тогда же, в начале 1990-х, когда он поделил активы Olen Properties между тремя компаниями. В 1992 году одна из них обанкротилась, ее крупнейший кредитор, компания Prudential Insurance обнаружила, что активы этой компании перешли к багамскому офшору Sovereign Bancorp. Возмущенные кредиторы обратились в суд, пытаясь оспорить реструктуризацию, но в действиях Олейникова не нашли состава преступления.

Скоро выяснилось, что между Olen Properties, Sovereign и еще одной багамской компанией, National Depositary, идет активный переток средств. Уже в 1996 году стоимость активов Sovereign, по подсчетам налоговых органов, превышала $270 миллионов. С 1992-го по 1998 год Игорь Олейников получал от своей Olen Properties по $15 000 в год, в то время как Sovereign тратила $500 000 в год только на содержание его 45-метровой яхты. Девелопер вел роскошный образ жизни, собирал коллекцию картин и скульптур.

В декабре 2007 года после длительного расследования ФНС США удалось доказать суду, что все эти компании в действительности контролировались Олейниковым, и он сам был вынужден это признать.

Открещиваясь от офшоров и счетов, но переводя через них десятками миллионов долларов, бизнесмен в течение десятка лет экономил на налогах на доход, на процентный доход от ссуд, которые выдавала Sovereign, на прирост капитала, а также ряда других платежей – таковы были предъявленные ему американскими властями обвинения. Несколько раз, как выяснилось, бизнесмен лгал, заполняя налоговые декларации: отвечал “нет” на вопрос о том, имеет ли он право распоряжаться счетами в иностранных банках. Общая сумма налоговых недоимок подконтрольных Олейникову компаний, по данным Налогового управления США, только за 1990-е годы превысила $148 миллионов. Олейникову грозило до трех лет тюрьмы, но он отделался судебным соглашением, по которому вернул государству $52 миллиона и получил 120 часов исправительных работ.

В поданном в 2009 году иске на $500 миллионов (так Олейников оценивает понесенный материальный и моральный ущерб) он обвинил Биркенфельда и UBS в том, что они обманывали его, уверяя, будто никаких налогов с проводимых ими операций он платить не должен, но проиграл дело в суде.

Брэдли Биркенфельд был арестован в мае 2008-го по обвинению в том, что помогал состоятельным американцам экономить на налогах. Самый крупный из клиентов Биркенфельда с его помощью спрятал от ФНС США $200 миллионов. Этим крупным клиентом и был Игорь Олейников.

Именно с ареста Биркенфельда начался «блицкриг» американской финансовой системы против UBS и института швейцарской банковской тайны.

С тех пор более 33 тысяч налогоплательщиков США признались в том, что обладают незадекларированными вкладами заграницей, и выплатили в казну США налогов и штрафов на сумму, превышающую $5 миллиардов.

Брэдли Биркенфельд начал сотрудничать с американскими властями в 2007 году, когда еще работал на UBS. Он предоставил властям детальные описания схем, которые банк использовал для уклонения от уплаты налогов. Это расследование приоткрыло завесу тайны над швейцарским банком, который в течение десятилетий помогал обеспеченным клиентам по всему миру обходить налоговое законодательство.

По информации The New York Times, возглавлявший тогда UBS Петер Кюрер объявил, что «банк несет полную ответственность за эти неправомочные действия» и после недолгого сопротивления UBS в 2009 году предоставил американским властям сведения о более чем 4-х тыс. держателях счетов и сотрудниках банка, а также распустил подразделение private banking, работавшее с американскими клиентами. Чтобы остановить преследование и урегулировать дело, не доводя его до вынесения уголовного обвинения, банк заплатил в бюджет США $780 миллионов. Это вызвало такую панику среди состоятельных американцев, многие из которых были вынуждены присоединиться к государственной программе налоговой амнистии.

Биркенфельд признал свою вину и предстал перед судом в американском городе Форт-Лодердейл. Информация, полученная от Биркенфельда, являлась ключевой для принятия соглашения о передаче информации о 4550 клиентах UBS, подозреваемых в сокрытии активов на секретных счетах, департаменту юстиции США. По закону его ожидало до пяти лет в тюрьме, но министерство юстиции США попросило суд сократить срок заключения в два раза. Адвокаты Биркенфельда ссылались на его сотрудничество с властями и утверждали, что заключение под стражу может лишить энтузиазма других потенциальных «осведомителей», поэтому он заслуживает условного освобождения.

Несмотря на роль, которую Биркенфельд сыграл в этом процессе, по информации The New York Times, вряд ли им руководило лишь уважение к закону и справедливости. Уроженец штата Массачусетс, выпускник американской высшей школы бизнеса в Швейцарии утверждал, что в 2005 году ему стало известно о том, что схемы, которые использует банк, являются незаконными, и он сразу сообщил об этом в UBS, а когда реакции от начальства не последовало, решил стать информатором правительства.

Однако, как сообщает The New York Times, Биркенфельд был обвинен властями в мошенничестве, поскольку сначала он пытался скрыть важные данные о своем основном клиенте (Игоре Олейникове). Именно по этому он и был приговорен к 40 месяцам заключения. В ходе следствия банкир также признался в том, что в юности провозил контрабандой бриллианты в тюбике с зубной пастой.

Биркенфельд был досрочно выпущен на свободу 1 августа 2012 года, отбыв тем самым почти три года в тюремном заключении. Он признал себя виновным в сговоре с другими сотрудниками UBS в 2008-м, когда от американских властей были сокрыты активы клиентов банка в размере 20 млрд. долларов США.

Я оставляю за Вами право сами решать, как относится к Брэдли Биркенфельду.

Мое же отношение к нему основывается на том, что Биркенфельд не просто «подставил» своего работодателя, но он еще и фактически «сдал» одного из основных своих клиентов с которым он был в дружеских отношениях, а также других клиентов банка и своих бывших коллег некоторые из которых в последствие в той или иной степени пострадали от его действий (лишились работы и даже попали под следствие).

На днях стало известно, что Биркенфельд в конце февраля прибудет в Париж и даст показания судебному следователю, который ведет расследование деятельности банка UBS во Франции. Американская юстиция уже выдала ему разрешение на поездку. Похоже, что дело банка HSBC встанет в один ряд с предыдущими аналогичными громкими делами в отношении швейцарских банков UBS, Credit Suisse и Wegelin.

Французская юстиция намерена воспользоваться помощью бывшего банкира в деле о незаконном привлечении обеспеченных клиентов и легализации, скрытых от налогов средств. В рамках данного дела банк вынужден был в прошлом году заплатить залог в размере 1,1 млрд. евро. По некоторым данным, расследование, открытое в 2012 году, подходит к концу, и дело может быть завершено уже в марте. О близкой развязке свидетельствует и появившаяся на этой неделе информация о выданных ордерах на арест троих бывших швейцарских менеджеров UBS.

После своего визита в Париж Биркенфельду придется вернуться в США для отбывания своего наказания. Несмотря на то, что он вышел на свободу испытательный срок по условиям его досрочного освобождения истекает лишь в ноябре 2015 года.


0 комментариев
Чтобы задать свой вопрос и получить полный доступ ко всему сайту, войдите или зарегистрируйтесь.