С 1 апреля 2015 года в Великобритании (далее – Великобритания, UK) вступило в силу новое законодательство, предусматривающее взимание с компаний нового налога – «налога на перенаправленную прибыль» (diverted profits tax). Он появился в рамках глобальной борьбы с трансграничными налоговыми схемами, которую ведет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Новый налог введен для противодействия некоторым распространенным схемам минимизации налогообложения в международных коммерческих операциях.
Налог может взиматься в нескольких ситуациях, но так как интерес заключается в применении указанного налога в отношении агентских договоров, то следует обратить внимание на следующий случай – избежание налогового присутствия в Великобритании (avoidance of a UK taxable presence). Суть данной ситуации применительно к агентским соглашениям заключается в том, что крупная иностранная компания осуществляет активную коммерческую деятельность по продаже/приобретению товаров, оказанию услуг или иных действий с имуществом в Великобритании при помощи агентов, находящихся на этой же территории, в силу заключения с ними агентских соглашений (указанные агенты не обязательно должны являться резидентом UK). Таким образом, создается видимость того, что иностранная компания не имеет постоянного присутствия на территории Великобритании и не создает постоянного представительства. Под постоянным представительством следует понимать либо постоянный офис, отделение компании, либо так называемого «зависимого агента» в Великобритании, то есть лицо, уполномоченное на заключение контрактов и/или согласование их существенных условий от имени такой компании. При этом статусом независимых агентов обладают брокеры, инвестиционные менеджеры и представители страховой. Под «крупной» понимается компания с численностью сотрудников более 250 человек, и годовой оборот которой превышает 50 млн. евро, и/или сумма годового баланса превышает 43 млн. евро. Все компании с показателями ниже указанных, то есть малые или средние, не подпадают под действие нового закона.
Ранее компании могли избегать создания постоянного представительства за счет того, что отводили функцию формального заключения (т.е. подписания) договоров самой иностранной компанией, таким образом, создавалась видимость некоего участия компании в организации своей деятельности на территории Великобритании, однако на сегодняшний день такое поведение уже не расценивается налоговыми органами как приемлемое.
Одним из условий для взимания нового налога является «избегание налогообложения» (tax avoidance condition). Оно включает в себя обязательное наличие соглашения между таким агентом и иностранной компанией в отношении реализации товаров, услуг, и иного имущества. В результате появляется налоговая выгода, которая, во-первых, может проявляться как в уменьшении размера корпоративного налога в Великобритании вплоть до его полного избежания. Во-вторых, такие договоренности разделяют содержание деятельности в зависимости от того, где формально ведется такая деятельность. В результате такого распределения функций иностранной организации удается избежать постоянного представительства в Великобритании, и это, как следствие, ведет к уменьшению налогов, подлежащих уплате. Таким образом, приобретенная налоговая выгода превышает все иные экономические выгоды от данного соглашения.
Под сложное законодательное определение подпадают многие вариации соглашений, однако в законодательстве Великобритании содержится указание на то, что не все подобные договоры будут подпадать под его действие. При этом приведенный перечень примеров таких нарушающих соглашений не является исчерпывающим. Представляется, что по ходу практики будут сформулированы более четкие признаки таких «противоправных» договоренностей. Закрепленные законодателем критерии на настоящий момент являются достаточно общими, например, «недобропорядочные и необоснованные намерения и положения, не соответствующие налоговым правилам», «надуманные и ненормальные действия», «намеренное использование пробелов законодательства», и так далее.
Практическим примером рассматриваемой ситуации может выступать случай, при котором иностранная компания (компания «Европа») заключает соглашение с агентом в UK (агент UK) для взаимодействия с покупателями в Великобритании (покупатели) по вопросам реализации товаров и услуг компании «Европа». В данной ситуации, косвенной характеристикой заключенного соглашения как «нарушающего» может служить то, что такой агент оказывает свои услуги в Великобритании только в отношении компании «Европа». Кроме того, принимается во внимание и отсутствие реальной экономической деятельности компании «Европа» в результате таких договоренностей. Под данным условием понимается исключительно формальное участие компании в ведении деятельности на территории UK, например, отсутствие участия в продвижении собственных товаров/услуг на рынке Великобритании, игнорирование процесса формирования условий договоров с клиентами, и наконец минимальное участие в заключении таких договоров, ограничивающееся их подписанием.
Для того чтобы компания «Европа» могла использовать агентские договоры не нарушая новое налоговое законодательство, следует:
— во-первых, так или иначе принимать равное или схожее существенное участие в организации реализации собственной продукции или услуг на территории UK (например, давать окончательные распорядительные решения в отношении заключения договоров с клиентами),
— во-вторых, распределять полученную прибыль не исключительно на себя или на независимого агента, а пропорционально совершенным действиям (например, объему оформленных договоров с клиентами), при этом размер комиссии агента не должен быть завышен или занижен по сравнению со средней рыночной стоимостью такой деятельности,
при этом все указанные и схожие условия стоит закрепить в соглашении между агентом и иностранной компанией.
Другим условием, позволяющим налоговым органам взыскать налог с прибыли иностранной компании, является условие о «несоответствии» (mismatch condition). Прежде всего, оно включает в себя факт зависимости агента по отношению к иностранной компании. При определении зависимого агента в данной ситуации следует опираться на схожие положения законодательства о трансфертном ценообразовании, то есть понимать дочерние предприятия или компании, иным образом связанные с иностранной организацией в вопросах контроля и управления. Кроме того, присутствует такой элемент как «эффективное налоговое несоответствие» (effective tax mismatch outcome). Его отличительной чертой является более подробная характеристика налоговых последствий, важных для квалификации отношений сторон соглашения как «несоответствующих» налоговой политике. Так, фискальные органы Великобритании будут принимать во внимание ситуацию, при которой иностранная компания может нести убытки или уменьшение дохода, при этом сумма уменьшения налоговой ответственности компании превышает сумму увеличения налога, которую агент уплачивает на территории Великобритании. В то же время, в ситуации, когда увеличение ответственности иностранной компании составит не менее 80% от уменьшения суммы налога, уплачиваемого агентом, критерий эффективного налогового несоответствия будет отсутствовать. От действия данного элемента законодателем также отделены платежи определенным лицам (например, пенсионные планы, благотворительность), а также займы и проценты по ним. Рассматриваемое условие «несоответствия» включает в себя и элемент «недостаточного экономического содержания», при котором снижение налогов иностранной компании больше, чем увеличение налоговых обязательств агента благодаря включению сделок или вовлечению компаний в структуру бизнеса без какой-либо экономической цели.
Так как и ситуация «несоответствия», и ситуация «избегания налогообложения» требуют одновременного выполнения всех своих составляющих, то в обоих случаях можно избежать уплаты налога на перенаправленную прибыль при использовании рассматриваемых агентских схем благодаря тщательной проработке содержания соглашений между агентом и иностранной компанией в соответствии с перечисленными рекомендациями.
Налог на перенаправленную прибыль в Великобритании
Блог компании Lexmans- свернуть